Посещений сегодня: | 1107 |
Посещений вчера: | 832 |
Посещений за месяц: | 30924 |
Посещений за год: | 1197478 |
НАШИ ВЕТЕРАНЫ: Хохлова Антонина Тихоновна. Калошина Мария Ивановна |
30.04.2010 | ||||||||
125 ГВАРДЕЙСКИЙ БОРИСОВСКИЙ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРИНЫ РАСКОВОЙ.
ФОТО:
Хохлова Антонина Тихоновна. Вот он – комсомольский экипаж Пе-2, «пешки», пикирующего бомбардировщика с заводским номером 14/136: Екатерина Федотова – командир звена, пилот, Клара Дубкова – штурман и Тоня Хохлова – стрелок-радист.
ФОТО:
Тошка,. как звали ее однополчане, - темноволосая, острижена под мальчишку, с серыми хитроватыми глазами.. Всегда быстрая, неугомонная, смеялась, шутила. Но с запуском моторов шутки прекращались. Только четкие доклады: «Противник справа, слева, разрыв снизу, слева. Бьют больше справа». И Тоня, отбивая атаки противника, бросалась с переносным пулеметом от борта к борту или устанавливала его в астролюке. А в ушах голос Клары Дубковой: «Командир, доверни влево, Тошка, стреляй – я не могу, он в мертвой зоне». А бой становиться все ожесточеннее. Атака за атакой. И беспрерывно красные и зеленые ленты трассирующих пуль. Белые и черные шапки разрывов зенитных снарядов. Только и слышишь: «Атакуют левого ведомого», «Семь пробоин в правом крыле». Патроны на исходе, а бой не кончился. Горит вражеский самолет. Кто-то сбил его. Но новая атака. Теперь противник пошел в лобовую – все летчики открывают ураганный огонь, и он не выдерживает. Уходит вправо с набором высоты. А самолет уже на своей территории. Лето 1944 года. С аэродрома Балабасово, что под Оршей, экипаж Федотовой послали в разведку на Минск. На заданной высоте самолет пересек линию фронта, подошел к объекту, принялись его фотографировать. Все спокойно и экипажу даже скучно. Но тут раздается голос Тони Хохловой: «Вижу автоколонну противника». Снизились до бреющего и начали ее расстреливать. Опомнились, когда кончились патроны; Клара, следившая за воздухом, доложила: «Истребители противника поднимаются с аэродрома». Не набирая высоты, самолет проскочил линию фронта и ушел к своему аэродрому. Посадили самолет на час позже положенного, чем заставили поволноваться друзей и командиров. За выполнение задания экипаж получил благодарность, за опоздание – трое суток домашнего ареста. А однажды на взлете вооруженный самолет сел без шасси на живот. Весь аэродром замер: «Рванет или не рванет?». Несколько минут все не дышали. И тут на фюзеляж вылезла Антонина, достала зеркальце и смахнув пыль с лица капризно воскликнула, обращаясь к пилоту: «Катя, как ты напылила!». Весна 45-го. Прибалтика. Дожди и туманы. Несмотря на сложные метеоусловия девчата уверенно водили свою «пешку». Как лучшему экипажу в полку, им разрешили нарисовать на фюзеляже ласточку – вестницу весны и желанной победы. А потом – долгожданная Победа. И Тошка – Антонина Хохлова, в составе своего экипажа и лучших экипажей полка, вылетела в Москву для участия в параде Победы. А после войны Антонина окончила институт иностранных языков, вышла замуж за Бориса Дубкова, брата боевого товарища – Клары Дубковой. Много лет жила в городе Тарту (Эстония) и преподавала в Университете на кафедре иностранных языков. Сейчас Антонина Тихоновна живет в Москве. За личное мужество и отвагу, за героизм, проявленный в годы Великой Отечественной Войны, Антонина Хохлова была награждена орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Орденом Отечественной войны.
Калошина Мария Ивановна, работник радио и телевидения. Работала в студии звукозаписи 46 лет. Объехала весь Советский Союз. Записывала всех знаменитостей, в том числе и Козловского. Работала звукооператором на 20-м съезде Партии. Она отличник радио и телевидения. За доблестный труд награждена орденом Трудового Красного Знамени.
ФОТО:
Родилась Маша в 1922 году. В самом начале Великой Отечественной Войны добровольно пошла в армию и, после обучения, была направлена механиком по вооружению в 125-й Гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Вооруженец. Кажется это так просто. Ты на земле. Не летчик, не штурман, не стрелок-радист. Тебе не нужно поднимать самолет в воздух, лететь до цели, сбрасывать бомбы на объект, уворачиваться от атак истребителей противника и огня зениток с земли, тянуть подбитый самолет до своего аэродрома. Ты просто руководишь подвеской бомб, проверяешь работу замков подвески, контровку ветрянок, укладываешь патронные ленты, пробуешь работу оружия, чистишь его, готовишь боеприпасы к следующему вылету. Но если на земле вооруженец сделал что-то не так, то самолет полетит впустую, люди будут зря рисковать жизнью, да и боевое задание может сорваться. Словом, ошибиться никак нельзя. А времени в обрез. Между вылетами самолетов минут тридцать – сорок, не больше, и надо успеть подтащить, снарядить и подвесить по 8 – 10 бомб, а ведь каждая по 100 кг. Если в день было по три вылета, то каждая из девушек – вооруженцев перетаскивала за день по 3 тонны груза. А вечером шли в караул или занимались чисткой пулеметов, а их пять штук! Пока-то все перечистишь! Днем ведь некогда: самолеты или на задании, или в боевой готовности, оружие с них снимать нельзя. Первое время, чтобы подтащить бомбу к самолету, девушки брались за нее вдвоем или даже втроем, пыхтели, стукались лбами, мешали друг другу, а она почти не двигалась с места. Потом наловчились. Руки окрепли. И девушки стали управляться в одиночку: схватишь бомбу за стабилизатор и тащишь волоком. Снарядить боекомплект патронов к пулеметам тоже было сложным делом. Требовалось снять ящик для боекомплекта, наполнить его и вновь установить на место. Он очень тяжелый, да и неудобно было: мешала бронеплита у люкового пулемета. Поэтому патронные ленты наматывали на себя, а потом укладывали их в патронный ящик прямо в кабине. Летом мучила жара – в кабинах накалялось все, а зимой пальцы примерзали к пулеметам. Кроме того, зимой, особенно под Ельней, одолевали снежные заносы. Ночи приходилось проводить по штормовой тревоге около самолетов, а днем расчищать снег, откапывать бомбы, чистить и вновь укладывать на стеллажи. Запасы бомб около самолетов были порядочные. Работы хватало. Ведь каждую бомбу надо было очистить, потереть, а мелкие - осколочные – разобрать и вновь уложить в ящик. Много усилий требовал перевод пулеметов с зимней на летнюю смазку. Работали ночами. Вначале на одном самолете снимали все пулеметы, разбирали их, заменяли износившиеся детали, подгоняли новые и меняли смазку. К утру все пулеметы были уже на самолете. На следующую ночь снимали пулеметы с другой машины. И так на всех самолетах. Жили буквально в поле. Летом ночевали под плоскостями самолета, а зимой в землянке, где иной раз нечем было истопить печку, чтобы просушить обмундирование и сапоги. Однажды в Иотайнели (Литва) Мария Калошина и Евгения Запольнова шли в караул, и им пришлось переходить в брод канаву, наполненную водой. Вода была выше колен, набралась в сапоги. Так с мокрыми ногами при начинавшемся морозе пришлось девушкам выстоять на посту четыре часа. И так каждый день девушки делали одно и тоже трудное, но нужное дело. Все это требовало большого напряжения, но было горячее желание хоть чем-нибудь помочь быстрее разгромить врага и приблизить День Победы. За личное мужество и отвагу, за героизм, проявленный в годы Великой Отечественной Войны, Мария Калошина была награждена орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны.
3.21 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
< Пред. | След. > |
---|